Ольга Краузе: "Планируем ускорить скорую"

За последние годы в экстренной медицинской службе Чувашии произошли значительные изменения. Об инновациях и перспективах развития службы рассказала главный специалист Минздрава Чувашии по медицине катастроф О.В. Краузе, главный врач БУ «Республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи».

 – Ольга Вячеславовна, охарактеризуйте общую ситуацию с количеством обращений в службу скорой помощи в Чувашии.

– За 2018 г. обращаемость в службу скорой помощи составила приблизительно 345 тысяч – это 279,3 случаев на 1000 населения. В среднем, в сутки в оперативный отдел по номеру «103» со всей Чувашии поступает около 2000 звонков.

За 2018 г. бригады скорой помощи выехали на 307 300 вызовов, что составляет 249 вызовов на 1000 населения. Если сравнивать с предыдущими годами, то видно, что из года в год этот показатель значительно не меняется. К примеру, в 2017 г. он составил 242 вызова на 1000 населения, а в 2016 году – 251.

Поясню, что бригада скорой направляется на адрес не по всем звонкам. Примерно 5% от общего количества вызовов передаются в службу неотложной помощи. Часть позвонивших хотят получить только консультацию по какому-либо вопросу, к примеру, как принимать лекарство. Ну, и, конечно, часть звонков – это чье-то неуместное баловство.

– Вопрос, не теряющий актуальности для всех пациентов: по какому принципу идет распределение вызовов на скорую и неотложную помощь?

– В 2011 г., когда вышел Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», вся медицинская помощь по вызову была поделена на 2 вида: экстренная и неотложная. В настоящее время в структуре всех территориальных поликлиник работают кабинеты неотложной помощи.

При приеме вызова по номеру «103» специально обученный медработник, согласно разработанному алгоритму, задает позвонившему ряд вопросов. Возможно, в трудную минуту пациентам или их родственникам они могут показаться странными, однако это необходимо, чтобы сотрудник call-центра мог определить, какую по профилю бригаду следует отправить к больному, и каким является этот вызов – экстренным или неотложным.

Медики скорой оказывают экстренную помощь в ситуациях, когда имеется угроза жизни человека. Срок прибытия такой бригады по адресу составляет не более 20 минут. Когда угрозы жизни пациента нет (к примеру – при внезапных острых заболеваниях или внезапных обострениях хронических заболеваний), по адресу выезжает врач неотложной помощи из поликлиники. Обращаю внимание, что по нормативу неотложка должна доехать до больного в течение 2 часов. В часы работы поликлиник на констатацию смерти человека также выезжает неотложная помощь.

– Давайте уточним: в каких случаях нужно, а в каких не нужно звонить в скорую?

– Скорая, в том числе скорая специализированная медицинская помощь, оказывается при заболеваниях и состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.

Экстренная помощь оказывается при несчастных случаях: тяжелых травмах в результате ДТП, падения с высоты, стихийного бедствия, множественных переломах с вывихами и открытыми ранами, огнестрельных или ножевых ранениях, отравлениях, термических и химических ожогах, кровотечениях, представляющих угрозу для жизни.

Однозначно нужно срочно звонить в «103», если вы почувствовали или увидели у кого-то признаки инфаркта (боли и жжение за грудиной) или инсульта (нарушение движения, асимметрия лица, спутанность речи, внезапная головная боль). Бригады «03» приедут к пациенту с нарушением сознания и дыхания, при родах и нарушениях нормального течения беременности (любого срока), а также к детям до 3 лет, независимо от повода вызова. Скорая выезжает к психическим больным при острых психических расстройствах, с поведением, опасным для жизни и здоровья больного и окружающих.

Не является поводом для вызова скорой: ОРВИ, температура у больных старше 3 лет, острая зубная боль, обострения хронических заболеваний и легкая травма без угрозы жизни больного. К примеру, при легкой травме без угрозы для жизни следует самостоятельно обратиться в травмпункт, где врачи не только окажут помощь, но и назначат дальнейшее лечение. Сотрудники скорой помощи не назначают лечение, не выписывают рецепты, не выдают больничные листы и справки временной нетрудоспособности больным и их родственникам.

– Вызовы по каким заболеваниям лидируют?

– На первом месте – пациенты с заболеваниями сердечно-сосудистой системы (28,5% от всех вызовов). Наиболее распространенные заболевания: стенокардия, инфаркт миокарда, инсульт.

Вторая по частоте причина вызова скорой – болезни органов дыхания (17%). Органы дыхательной системы подвержены многим инфекционным заболеваниям: грипп и ОРВИ, туберкулез, ангина, астма. Особенно много звонков по поводу ОРВИ после новогодних праздников.

На третьем месте – вызовы по поводу травм, за 2018 г. количество вызовов в этой категории составило 11,5% от общего числа.

– Пять лет назад в республике началась реорганизация службы скорой медицинской помощи. Чем было вызвано такое решение?

– Объединение служб скорой, ранее самостоятельных, в одно юридическое лицо – Республиканскую станцию скорой медицинской помощи (РССМП) – было необходимо, чтобы приблизить качественную, доступную скорую к населению и работать с едиными требованиями, объединить усилия, финансовые возможности и внедрить единую информационную систему. Наш опыт принят во внимание, к нам постоянно приезжают представители других регионов, чтобы посмотреть, как устроена единая служба скорой помощи Чувашии. Минздрав РФ рекомендуем всем региональным службам «03» перейти на единую модель организации скорой медицинской помощи.

Процесс централизации службы начался в январе 2013 г. Первыми были объединены станции городов Чебоксары, Алатырь, Канаш и Шумерля. К началу 2018 г. все подразделения скорой помощи при ЦРБ муниципальных районов уже вошли в централизованную систему. Кстати, одну из крупнейших в России.

А в декабре 2018 г. состоялось слияние службы скорой медицинской помощи со службой медицины катастроф. Такое решение было принято потому, что Республиканский центр медицины катастроф и Республиканская станция скорой медицинской помощи всегда работали в связке, и этот шаг стал логическим завершением реорганизации служб экстренной медицинской помощи.

– Какой эффект дала реорганизация?

– Во-первых, были созданы единая управленческая структура, информационное пространство и транспортная система. Это позволило повысить оперативность оказания экстренной медицинской помощи и проведения аварийно-спасательных работ, а также улучшили оказание медпомощи жителям отдаленных районов. Причем в нашей республике объединение станций скорой помощи дало наибольший эффект, в сравнении с подобным процессом в соседних регионах. Дело в том, что у Чувашии есть огромные преимущества: наш компактный регион дает возможность расположить пункты скорой помощи оптимально, у нас хорошие дороги, по которым можно быстро добраться в любую точку республики.

Во-вторых, благодаря объединению мы сейчас централизованно закупаем оборудование и медикаменты. Каждая бригада обеспечена необходимыми лекарственными препаратами. Кроме того, централизация службы позволила проводить обучение и стажировки для всего коллектива врачей и фельдшеров, проводить учения с привлечением и городских, и районных бригад. Это очень важный момент, ведь работа в службе «03» – это обязанность не только сохранять компетентность, но постоянно повышать свою квалификацию, обмениваться опытом, поэтому наши медики никогда не перестают учиться.

Добавлю, что слияние службы скорой помощи и медицины катастроф привело к сокращению части управленцев и административно-хозяйственного персонала. Ни один медицинский работник не был сокращен. Вся экстренная медицинская помощь оказывается в тех же подразделениях, и теми же специалистами на местах.

Отмечу, что сейчас уделяется большое внимание условиям пребывания сотрудников на рабочем месте. В 2018 г. проведен капитальный ремонт на подстанциях в городах Шумерля и Алатырь, продолжается капитальный ремонт в Цивильске, выполнены работы в рамках текущего ремонта в пунктах временного размещения бригад в с. Моргауши, п. Киря, с. Октябрьское, г. Мариинский Посад и на подстанции Ленинского района в Чебоксарах. На 2019 г. запланирован капитальный ремонт на автобазе учреждения, в гараже в Чебоксарах и ремонт кровли подстанции в Новочебоксарске. Текущие ремонтные работы будут проводиться на подстанциях в Урмарах, Калинино, Ишлеях.

И самое главное: благодаря централизации стало возможным внедрение современных информационных систем, призванных повысить качество оказания скорой медицинской помощи.

– Как сейчас организована служба?

– Сегодня по всей Чувашии экстренную помощь оказывает Республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи (РЦ МК и СМП). В его структуру входит 14 подстанций, 29 пунктов временного размещения и 2 пункта трассовой медицины.

5 подстанций скорой медицинской помощи находятся в Чебоксарах (2 – в Ленинском районе, 2 – в Московском и 1 – в Калининском), 2 – в Новочебоксарске. По одной подстанции в городах Алатырь, Канаш, Шумерля, Цивильск, Ядрин, в селе Батырево и поселке Вурнары.

В целях максимально быстрого доезда скорой до места, в республике развернуты 29 пунктов временного размещения бригад «03»: в городах Мариинский Посад, Козловка, поселках Ибреси, Кугеси, Киря, Первомайский, Урмары, Сосновка, селах Ишлеи, Кувакино, Шихазаны, Янтиково, Порецкое, Красные Четаи, Новое Атлашево, Красноармейское, Октябрьское, Калинино, Шемурша, Бичурга-Баишево, Комсомольское, Яльчики, Янтиково, Первомайское, Моргауши, Большой Сундырь, Аликово. 2 пункта трассовой медицины размещены в деревнях Андреево-Базары и Нискасы.

Медицинскую помощь жителям Чувашии круглосуточно оказывают 100 выездных бригад скорой медицинской помощи: 77 фельдшерских бригад, 19 врачебных, 2 психиатрические и 2 реанимационные. Все бригады укомплектованы двумя медицинскими специалистами.

– Какова ситуация с кадрами?

– В настоящее время в нашем центре работают 91 врач и 753 средних медицинских работника. Дефицит врачей скорой помощи составляет 35%, а специалистов со средним медицинским образованием – 18%.

Частично решает проблему федеральная программа по привлечению медицинских специалистов в сельскую местность «Земский доктор» и «Земский фельдшер». По этой программе врачу или фельдшеру, которые готовы уехать работать в сельскую местность на пять лет, будет выделяться единовременная компенсационная выплата (в размере 1 млн руб. и 500 тыс. руб. соответственно). В данную программу, кроме сельских населенных пунктов, рабочих поселков, поселков городского типа, входят и города с населением до 50 тыс. человек, то есть все города Чувашии, кроме Чебоксар и Новочебоксарска. В 2018 г. в службу скорой помощи и медицины катастроф по программе «Земский фельдшер» трудоустроились 13 человек, по программе «Земский врач» – 1 специалист.

– В 2006-2012 годах в Чувашии реализовывалась еще одна федеральная программа – «Повышение безопасности дорожного движения». Продолжается ли работа в этом направлении?

– Обязательно, потому что федеральная М7 и республиканская А151 – трассы повышенной аварийности. И именно слияние службы скорой помощи и службы медицины катастроф позволило нам решить стратегические задачи в этом направлении. Для оказания экстренной помощи пострадавшим в автомобильной аварии были созданы пункты трассовой медицины. В июле 2018 г. заработал первый трассовый пункт в деревне Андреево-Базары Козловского района, обслуживающий участок федеральной трассы в казанском направлении. Ранее этот пункт располагался в Цивильске, однако 55 км между подстанцией в Цивильске и филиалом в Козловке – это довольно большое расстояние, затрудняющее своевременный доезд.

В августе открылся пункт трассовой медицины в здании Нискасинского офиса врача общей практики Моргаушского района, контролирующий нижегородский участок трассы.

Местоположение обоих пунктов скорой помощи выбрано не случайно. За 2018 г. (со времени открытия до 31 декабря) бригадами трассовой медицины оказана помощь пострадавшим в 13 ДТП на участке трассы на территории Моргаушского и Ядринского районов, и в 22 ДТП между Цивильском и Козловкой.

Поскольку помещения расположены в непосредственной близости от наиболее аварийных участков трассы, это позволяет обеспечить оказание экстренной помощи пострадавшим в автомобильной аварии и госпитализацию в травмоцентры в самые кратчайшие сроки. Кроме того, экстренную медицинскую помощь можно получить при непосредственном обращении в трассовый пункт, если вам просто стало плохо в пути.

– Какие информационные новшества внедрены в службу скорой помощи?

– Информатизация службы проводится в нескольких направлениях. Во-первых, постоянно и непрерывно совершенствуется программное обеспечение службы, подстраиваясь под нужды наших сотрудников. Информационная система включает в себя автоматизацию процесса приема и передачи вызовов в оперативном отделе, заполнение электронной карты медиками бригады, а также хранение и обработку статистических данных. В этой же связи проводится оснащение бригад так называемыми АРМ – мобильными автоматизированными рабочими местами – то есть планшетами.

Во-вторых, если оценивать, что уже было сделано за последние годы, то следует отметить хорошо развитую телефонию. В нашей службе внедрена программная автоматическая телефонная станция (АТС), выстроена корпоративная мобильная связь. Между всеми подразделениями организована высокоскоростная оптическая сеть. Результат – быстрый доступ к информационным системам и возможность обмена большим объемом информации между подстанциями по всему региону.

Во всех подстанциях организована централизованная система громкоговорящей связи, внедряются системы безопасности: облачное видеонаблюдение объектов, система контроля и управления доступом, позволяющая пройти на определенную территорию только тем, кто имеет разрешение, и охранно-пожарная сигнализация. На подстанциях по республике установлены турникеты и видеодомофоны с возможностью онлайн-просмотра в оперативном отделе в Чебоксарах. В целях безопасности в автомобилях «03» реализована тревожная кнопка.

И, конечно, в машинах установлены датчики уровня топлива, видеорегистраторы и система ГЛОНАСС, благодаря которой сотрудники оперативного отдела контролируют местоположение бригады.

– Как сегодня выглядит схема контакта пациента со службой скорой помощи?

– Благодаря централизации всех подстанций, стала возможной организация Единого call-центра для приема вызовов пациентов. Если до 2018 г. звонок пациента поступал в ближайший из четырех пунктов республики, располагавшихся в городах Алатырь, Батырево, Канаш, Чебоксары, то с 1 апреля 2018 г. звонящий по номеру «103» из любой точки Чувашии попадает в Единый call-центр, расположенный в Чебоксарах. В call-центре реализована автоматическая система приема вызовов на базе программной АТС. Благодаря тому, что система сама распределяет звонки между операторами, время ожидания ответа в 95% случаев составляет от 2 до 30 секунд.

Отмечу, что централизация службы «стерла» границы между городами и районами Чувашии. Теперь сотрудник call-центра может направить к пациенту ближайшую к месту вызова бригаду, независимо от ее территориальной закрепленности. Алгоритм автоматического поиска свободных бригад таков: «поиск ближайших бригад» – «поиск подходящей по профилю бригады» – «поиск бригады с наименьшим количеством вызовов». Например, в деревню Типсирма, которая относится к Чебоксарскому району, выезжает бригада Новочебоксарской подстанции, поскольку она ближе к пациенту, а, значит, и доедет быстрее, сможет вовремя оказать необходимую медицинскую помощь. При этом, если, например, яльчикская бригада уехала госпитализировать пациента в Чебоксары, то район не останется без помощи: на адрес выедет бригада из Батырево.

После того, как бригада найдена, пациенту автоматически отправляется СМС на номер мобильного телефона. Бригада скорой, выезжая, получает в электронном виде на планшет информацию о вызвавшем скорую пациенте.

– Каким функционалом обладают планшеты? И в каких районах медики уже работают с их помощью?

– Благодаря планшетам медики избавляются от необходимости заполнять бумажный вариант карты вызова – главного документа бригады «03». Более того, автоматическое заполнение карты начинается еще во время вызова: к ней привязывается номер телефона пациента и запись его разговора с диспетчером. Результаты осмотра пациента сразу же вносятся в электронную карту. В случае необходимости транспортировки тяжелого пациента в медицинскую организацию, бригада прямо с планшета передает информацию о нем дежурным врачам. Тем самым сокращается время передачи пациента бригадой скорой врачам в приемном покое и возможностью отправить бригаду на новый вызов.

Израсходованные на вызове медицинские препараты также отмечаются в электронной карте больного. При этом старший фельдшер на подстанции контролирует расход лекарств в онлайн-режиме. К началу другой смены он уже знает, что именно и в какую укладку необходимо добавить.

В настоящее время планшетными АРМ оснащены все бригады в Чебоксарах, Новочебоксарске и Цивильске. До конца 2019 г. планируем оснастить ими все бригады в республике. Однако, пока еще нам приходится учитывать и качество сотовой связи в некоторых районах республики.

– Какова схема работы Вашей службы при возникновении чрезвычайной ситуации?

– За организацию четкой работы при чрезвычайных ситуациях отвечают 3 подразделения РЦМК и СМП: дежурно-диспетчерское отделение, оперативное отделение с оперативной группой управления, отделение экстренной и консультативной медицинской помощи. Для каждого из отделений прописаны 3 алгоритма действия: в режиме повсе-дневной деятельности, в режиме повышенной готовности, в режиме чрезвычайной ситуации.

При возникновении ЧС главной задачей является организация оказания помощи на месте происшествия. Врач первой прибывшей на место бригады скорой берет на себя руководство по ликвидации ЧС до приезда сотрудников оперативного отделения. Врач должен оценить ситуацию и доложить обстановку своему дежурному о количестве и тяжести пострадавших, организовать сортировку пострадавших, оказать медицинскую по-мощь и эвакуацию согласно плану маршрутизации. И обязательно поддерживать постоянную связь с диспетчером – чтобы было понятно, как меняется ситуация и какая помощь требуется на месте.

Теоретически ликвидация медико-санитарных последствий ЧС может занимать не одни сутки. Поэтому в наши задачи входят не только оказание медицинской помощи на месте происшествия и эвакуация пострадавших. Сотрудники службы отслеживают госпитальный этап (куда входят все необходимые обследования и консультации специалистов), при необходимости осуществляют дальнейшую эвакуацию пострадавших в учреждения более высокого уровня для оказания более высококвалифицированной помощи, в том числе для оказания высокотехнологичной помощи.

– Кто еще должен помогать бригадам в случаях ЧС?

– В республике разработаны План медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях и План основных мероприятий медицинской аварийно-спасательной службы в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Здесь расписаны силы и средства каждой медицинской организации Чувашии, включая ФГБУ «Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования» МЗ РФ, которое в случае ЧС внесет свою лепту в оказание помощи жителям нашей республики.

В случае прогноза массового поступления пострадавших, руководство медицинского учреждения, находящегося в зоне ЧС, организует вызов необходимых врачей, организовывает работу операционных, мини-операционных, реанимационных отделений и палат интенсивной терапии, освобождает и перепрофилирует койки резерва, готовит к использованию неснижаемый запас, организует мониторинг ситуации (телефон для связи дежурных служб, списки пострадавших, их маршрутизацию). При необходимости в учреждение будут направлены находящиеся на постоянном дежурстве бригады специализированной медицинской помощи постоянной готовности, а также бригады специализированной медицинской помощи из других учреждений.

На базе РЦМК и СМП работает образовательно-методический центр «Школа медицины катастроф». Здесь проводится специальная подготовка по предмету «Первая помощь» для личного состава аварийно-спасательных формирований, для водителей парамедиков, для преподавателей автошкол, для водителей школьных автобусов, а также для преподавателей ОБЖ, воспитателей детских садов.

– Какие результаты дала программа аутсорсинга машин скорой помощи?

– Первый государственный контракт на аутсорсинг транспортных услуг был заключен в 2014 г. Автопарк службы скорой помощи на тот момент был в неудовлетворительном состоянии. Контракт заключили, чтобы за счет средств ОМС «пересадить» бригады на новые машины, арендуемые у частных фирм. Изначально система аутсорсинга дала хорошие инвестиции в здравоохранение: уменьшились сходы автомобилей с линии, сократилось количество ремонтных часов, среднее время ожидания бригады пациентом сократилось на 2,8 минуты (с 14,1 минуты до 11,3 минуты). По мере того, как проект работал, стали появляться проблемы: снижение и задержки заработной платы водителям, отсутствие снабжения средствами индивидуальной защиты, специальной одеждой. На четвертый год увеличился сход автомобилей из-за поломок в связи с несвоевременным профилактическим ремонтом автомобилей. В настоящий момент в Чувашии из 4 контрактов по аутсорсингу оставлен только один (на 18 автомобилей), и его действие заканчивается в декабре 2019 г. Поэтому заблаговременно был разработан поэтапный план ухода от аутсорсинга транспортных услуг посредством планомерного обновления собственного автопарка.

– Что сделано в этом направлении?

– За три года произведено обновление автопарка новыми современными автомобилями. В 2016 г. автопарк скорой медицинской помощи Чувашии пополнили 23 автомобиля, полученные по распоряжению Правительства РФ. В 2017 г. – 33 новых автомобиля, из которых 26 приобретены за счет федерального бюджета, 7 – за счет республиканского. В 2018 г. автопарк скорой обновился на 104 автомобиля. Как отметил министр здравоохранения Чувашии В.В. Викторов, такое масштабное обновление автопарка скорой медицинской помощи – это беспрецедентный случай. За счет бюджета республики (232,2 млн руб.) были закуплены 85 автомобилей (78 – класса «В» и 7 – класса «С»). Еще 19 автомобилей класса «В» поступило в республику за счет федеральных средств. Около половины новых автомобилей, отличающихся маневренностью и повышенной проходимостью, направлены в районы республики. В 2019 г. планируется приобрести еще 50 автомобилей класса «В» и 4 автомобиля класса «С».

В новых автомобилях кабина водителя отличается высоким комфортом, снабжена удобными элементами управления и эргономичными сиденьями, выполнена из прочных, качественных материалов. Внутри автомобилей сохраняется комфортная температура в любое время года благодаря наличию кондиционера и предпускового подогревателя. Рабочее пространство спроектировано с учетом максимального удобства оказания первой помощи пациенту. Медицинская каталка усиленной конструкции придает стабильность во время перемещения пациента, жестко фиксируемый матрас обеспечивает безопасную перевозку пациента в автомобиле или самолете, а расширенная сплошная поверхность приспособлена для проведения интубации и сердечно-легочной реанимации, а также комфортна для пациента.

– А каким медицинским оборудованием начинены новые машины скорой помощи?

– Новейшее оборудование сконструировано с учетом особенностей экстренной службы медицинской помощи, оно позволяет облегчить работу сотрудникам «03» и повысить качество оказания помощи населению, точно диагностировать заболевание и правильно подобрать лечение.

Автомобили класса «В» оснащены дефибрилляторами, которые обладают интуитивным интерфейсом управления, помогающим в неотложной ситуации. Что не менее важно, этот прибор вдвое легче и компактнее любого другого аналогичного.

В автомобилях класса «С» установлены аппараты Corpuls 3 для мониторинга и диагностики, а также для интенсивной терапии: дефибрилляции, кардиоверсии или кардиостимуляции. Оборудование позволяет проводить всестороннюю ЭКГ-диагностику, контролировать кровяное давление инвазивным и неинвазивным способами, измерять уровень насыщения крови кислородом (пульсоксиметрию), концентрацию двуокиси углерода (капнометрию) и температуру. Аппарат компактен и разделен на три модуля: блок мониторинга, блок пациента и дефибриллятор/кардиостимулятор. Модули связываются между собой по радиоканалу, то есть врач скорой помощи может подключить провода ЭКГ, пульсоксиметра или дефибриллятора от блока пациента и оставить его рядом с пациентом, а на связанном с ним по радиоканалу экране блока мониторинга контролировать жизненно-важные функции больного.

В данных реанимобилях имеются и новые портативные аппараты искусственной вентиляции легких. По сути, аппараты ИВЛ для реанимационных бригад скорой медицинской помощи – это достижение в медицине, ведь по функциям их можно сравнивать с объемными аппаратами, использующимися в операционных больниц. Врач может контролировать давление и объем потока кислорода в зависимости от возраста пациента, его телосложения и заболевания. Благодаря этим параметрам аппарат обеспечивает равномерную, адекватную для пациента искусственную вентиляцию легких. Важной является функция вспомогательной вентиляции, когда аппарат анализирует дыхание пациента и подает воздух одновременно с его попыткой вдоха. Таким образом, аппарат помогает пострадавшему сделать полноценный вдох. Эти аппараты используются для быстрой реанимации на месте происшествия, несчастного случая или для длительного применения. Например, в случае пожара служат для контролируемой искусственной вентиляции легких. Помимо этого аппараты ИВЛ используют для предварительного насыщения кислородом через респираторную маску, а также при медицинских транспортировках. Его подключают при утоплении, отеке легких или сердечных заболеваниях, когда пациент не может дышать сам.

Отмечу, что все машины скорой помощи были оборудованы специальным комплектом аппаратуры за счет средств, выделенных из республиканского бюджета. Подобные комплекты имеют машины скорой лишь нескольких регионов страны, поскольку это требует высокого уровня профессионализма и подготовки кадров.

– Каковы достижения службы?

– Самое важное достижение – сокращение времени ожидания пациента. Во-первых, уменьшилось время ожидания ответа оператора call-центра: с 1,5 минуты (2015 г.) до 1,1 (2018 г.). Во-вторых, сократилось время ожидания бригады скорой помощи. В среднем, врачи скорой стали прибывать к пациенту на 3,1 минуты быстрее, чем в 2013 г. Если тогда доля машин, прибывших на вызов до 20 минут, составляла 94,8%, то в 2018 г. – 98,9%. В 2013 г. бригада доезжала до пациента, в среднем, в течение 14,1 минуты, сейчас это время снизилось до 11,2 минуты.

Наши врачи борются буквально за каждую секунду, ведь она может быть решающей, если человек находится в угрожающей жизни ситуации. Так что мы планируем еще больше «ускорить» скорую и уменьшить среднее время ожидания вызова в диспетчерской – с 1,1 минуты до 0,3 минуты, а среднее время прибытия на вызов – с 11,2 минуты до 11 минут.

– Что еще планируется внедрить в службе экстренной помощи Чувашии в ближайшем будущем?

– Скорая помощь – это служба, связанная с определенными рисками. Для безопасности сотрудников сейчас разрабатывается тревожная кнопка на планшетном АРМ. В этом году мы начинаем внедрять нагрудные видеорегистраторы для врачей и фельдшеров «03». В настоящее время тестируется онлайн-видеонаблюдение в салоне автомобилей скорой.

Помимо этого надо решить проблему получения подписи пациента при оформлении и хранении карт вызовов СМП в электронном виде.

В проекте – создание центра медицинской эвакуации с системой телемедицинских консультаций. Республика вступает в федеральный проект по развитию санитарной авиации в регионах. Для этого необходимо создать инфраструктуру для оказания авиа-медицинской помощи и, конечно же, подготовить медиков – специалистов авиационных бригад.

– Какие советы и пожелания Вы можете дать пациентам?

– Работа медиков – не самая легкая. Чтобы не терять драгоценное время при вызове скорой, родственникам больного по возможности надо встречать бригаду у подъезда, если это частный дом, то выйти навстречу. Если вы вызываете скорую к кому-то на улице, обязательно дождитесь приезда бригады. Порой бывает так, что и звонящий, и пострадавший (которому стало лучше) давно ушли, а медики все еще кружат по кварталу в их поисках.

Врачи не должны разуваться и надевать бахилы, поэтому, если вы вызвали скорую, подготовьтесь, сверните ковры. Если может потребоваться госпитализация, соберите необходимые вещи и документы заранее. Всех животных перед приездом стоит закрыть: домашние питомцы будут отвлекать, а то и мешать оказывать помощь.

Постарайтесь помочь сотрудникам скорой помощи по мере своих сил: не звоните в экстренную службу по ложным и пустяковым поводам, уступайте дорогу на трассе.

Цените труд тех людей, кто работает в экстремальных условиях ради вашего здоровья! А самое главное пожелание – заботьтесь о своем здоровье, занимайтесь профилактикой болезней, чтобы у вас не было повода обращаться в скорую помощь. Берегите себя!

Подготовили Н. Володина, Е. Кириллова

Источник: "Медицинский вестник"

Дата публикации: 29.03.2019